Акцизы на бензин к чему приведет повышение

Важная и полезная информация по теме: "Акцизы на бензин к чему приведет повышение" с профессиональной точки зрения. На все имеющиеся вопросы сможет ответить наш дежурный консультант.

Акцизы на бензин: к чему приведет повышение

Сегодня вступил в силу закон, согласно которому с 1 января 2012 года в Украине повышен акцизный сбор на бензин. Однако эксперты успокаивают: роста цен на топливо в рознице пока ожидать не стоит – нефтетрейдеры получают достаточно доходов, чтобы не перекладывать повышение данного налога на плечи потребителей

13 января вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно пересмотра ставок некоторых налогов и сборов». Один из основных моментов документа – повышение акциза на бензин на 8,8% или до 198 евро за тонну. Повышен и акциз на авиационные бензины и топливо для реактивных двигателей — с 28 до 30 евро/т.

Любопытно, что закон вступает в силу с 1 января 2012 года притом, что он был подписан президентом Украины Виктором Януковичем только 10 января и опубликован сегодня, 13 января. Это дало повод экспертам говорить о том, что документ нарушает украинское законодательство.

«Законопроект был принят с нарушением норм и регламента. Не были представлено финансово-экономическое обоснование, не было расчетов, оценок. Этот законопроект, если следовать нормам законодательства должен вступить в силу с 1 января 2013 року, а не с 1 января 2012. И вообще его не имели права вносить депутаты, поскольку эта прерогатива правительства. И этот законопроект нарушает принципы, изложенные в новом Налоговом кодексе, который указывает, что должно быть стабильное налоговое законодательства», — объяснил Фокус.ua заместитель директора центра «Психея» Геннадий Рябцев.

А вот что касается экономических последствий принятия документа, то эксперты в этом плане единодушны и настроены очень оптимистично настроены: они обещают, что цены на бензин в розничной торговле не существенно не вырастут и даже если кто-то из операторов поднимет стоимость горючего, то максимум на несколько копеек.

«Я не думаю, что будет серьезное повышение цен, потому что если пересчитать повышение акциза, то цены в рознице должны вырасти на 5-7 коп. То есть рынок этого повышения в основном не ощутит. Кроме того, не все сети будут поднимать цены, поскольку сейчас мертвый сезон и это отпугнет и без того редкого покупателя», — считает Геннадий Рябцев.

Вторит ему и независимый эксперт по энергетическим вопросам Владимир Сапрыкин. «В принципе понятно, что движет властью — желание получить больше доходов в бюджет. А что касается возможного повышения стоимости бензина, то цены на нефть достаточно высокие, поэтому из-за повышения акциза никто в убытке из участников рынка нефтепродуктов не останется. Я надеюсь, что это не повлияет на цены на бензин. Нет прямой пропорциональной связи между ростом на акциз и ростом цен на бензин, то есть если цены на акциз выросли на 8,8%, то не обязательно, что настолько же подорожает бензин. Если и подорожает, то на пару процентов», — заверил Фокус.ua эксперт.

Директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн также уверен, что подобное повышение стоимости акциза на бензин – это нормальная практика и рост цен на горючее для рядовых потребителей она не вызовет.

«Это нормальная практика, когда индексируют акцизы в соответствии с инфляцией. К сожалению, зарплаты не индексируются, но это другой вопрос. Я считаю, что если речь идет о повышении в 8,8%, то не нужно ожидать какого-либо роста цен на заправках. По дизельному топливу такой вариант вообще исключен, а по бензину я не думаю, что операторы заинтересованы в увеличении цен, тем более, что доходны на этом рынке позволят нейтрализовать повышение акциза», — подчеркнул Фокус.ua Куюн.

Правда, в оппозиции придерживаются противоположного мнения: в лагере противников власти предупреждают, что подобные законопроекты могут привести не только к подорожанию бензина, но и к обесцениванию национальной валюты.

«Такие непродуманные действия как повышение акциза на бензин приводят к повышению цен на бензин. Насколько смогут сказать только эксперты, потому что этот рынок непрозрачный. И даже те операторы, кому не нужно будет повышать цены, все равно их повысят. Это приведет к повышению цен на перевозки, продукты питания и так далее, то есть запускается инфляционный виток и обесценивается гривня», — отметил в комментарии Фокус.ua заместитель главы парламентского комитета по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности, бютовец Михаил Волынец

Автогаз по цене бензина. К чему приведет увеличение акциза на сжиженный газ

Верховная Рада может увеличить акциз для наиболее популярного автомобильного топлива в Украине — автогаза при уменьшении аналогичной ставки для бензина. В случае реализации инициативы соотношение уровня акциза между бензином и СУГ (сжиженным углеводородным газом) может стать одним из самых высоких в Европе, рассказал аналитик консалтинговой группы А-95 Артем Куюн. Такое решение приведет к удорожанию заправки газом на 2,8 грн., рассчитали специалисты enkorr, вследствие чего нынешняя двукратная выгода относительно бензина исчезнет. Несмотря на то, что инициатива пока еще даже не рассматривалась в налоговом комитете ВР, для ее реализации существуют неплохие шансы, считают эксперты.

СУГ – тормоз отечественной нефтепереработки

В связи со снижением уровня доходов населения, Украина вошла в пятерку мировых лидеров потребления сжиженного углеводородного газа в автомобильном секторе. Цена пропан-бутана стимулировала водителей устанавливать дорогостоящее газобаллонное оборудование в надежде сэкономить на топливе в дальнейшем. Уже в 2016 году по Украине ездило 9% мирового автопарка автомобилей с ГБО или 2,25 млн. машин. К августу 2019 году объем рынка автогаза был равным бензиновому.

Падение продаж бензина все это время не совпадало с планами крупнейших отечественных производителей нефтепродуктов. К примеру, компания «Укрататнафта» и принадлежащий ей крупнейший в Украине нефтеперерабатывающий Кременчугский завод даже при снижении производственных мощностей в предыдущие годы отстаивали необходимость восстановить баланс на внутреннем рынке.

Главным аргументом использовалась неспособность удовлетворить все более возрастающий спрос на пропан-бутан за счет собственных ресурсов и, как следствие, усиливающаяся зависимость от России в топливном секторе.

«Вы припоминаете, чтобы за последние 10 лет был дефицит бензина, в отличие от сжиженного газа?», — излагал свою позицию в одном из интервью глава «Укртатнафты» Павел Овчаренко, напомнив, в частности о том, что «Укртатнафта» ранее инвестировала $1,2 млрд. для наращивания выпуска бензина, что также означает невозможность сокращать его обороты в дальнейшем.

Читайте так же:  Размер детских пособий и выплат увеличится с января

За 2018 год Кременчугский НПЗ произвел 2,2 млн. т. бензина, в то время как потенциал завода способен выдавать куда более солидные объемы горючего. Однако продавать его «Укртатнафте» рентабельно лишь на внутреннем рынке, где, с одной стороны сильно сказывается присутствие импортируемого топлива из Беларуси, а с другой, сокращаются объемы продаж из-за влияния СУГ. Так, за 7 лет оборот бензина в Украине сократился в два раза.

Дополнительной проблемой стало производство дизеля – его можно в больших количествах продавать аграриям, однако особенность работы НПЗ состоит в том, что при наращивании мощностей по одному виду топлива невозможно обойтись без увеличения производства другого. В итоге, имея все ресурсы для закрытия дизельного дефицита, украинские производители не могут ими воспользоваться из-за отсутствия спроса на бензин.

«В «Укртатнафте» обосновывают свою точку зрения тем, что при существующих контрактах на поставку нефти с Азербайджаном, при возможности по увеличению производства в 2,5-3,5 раза, нет рынка, куда можно было бы продать топливо. Чтобы весь производимый бензин они могли продать, нужно дать налоговый стимул – уровнять акциз. Впоследствии «Укртатнафта» сможет производить больше и сжиженного газа, и дизеля, замещая импортные нефтепродукты. Это, в свою очередь, скажется на ценах в сторону снижения, потому что будет жестче конкуренция», — пояснил исполнительный директор UPK Group Александр Киримов.

Рабочая группа в Раде еще не создана

Как рассказал исполнительный директор Украинской ассоциации сжиженного газа (УАСГ) Олег Широков инициатива по поводу акцизного тарифа была озвучена представителями «Укртатнафты на заседании комитета ВР по вопросам финансовой, таможенной и налоговой политики в конце сентября — начале октября, во время председательства заместителя главы комитета Александра Дубинского. Заседание было посвящено системам электронного администрирования акцизного налога.

«Я выступил со своими аргументами, а после разговаривал с Дубинским, который обещал создать рабочую группу для обсуждения данного вопроса со всех точек зрения до конца октября. Однако пока она создана не была», — рассказывает Широков.

Директор УАСГ также рассказал, что на заседании комитета были озвучены несколько другие цифры, нежели опубликованные на сайте Enkorr 24 октября. Так, если для СУГ ставка предлагалась та же, что и согласно данным Enkorr – 136 евро за тысячу литров, то для бензина уменьшение тарифа предлагалось куда большее – с нынешних 213 евро до 170. Данные же источника Enkorr заявляют о планах опустить тарифную планку до отметки в 200 евро за тыс. литров.

Помощник главы комитета по вопросам финансовой, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев отметил, что по состоянию на 25 октября конкретных предложений по изменению расчета акцизных сборов для топлива в комитет не поступало.

Даже высокие налоги могут не дать «Укртатнафте» желаемого результата

На внедрение налоговых правок у законодателей существуют неплохие шансы, так как данное решение выгодно двум крупнейшим производителям бензина – помимо «Укртатнафты», отмечает Александр Киримов, это и государственная «Укргаздобыча». Тем не менее, повышение процентной ставки может не оправдать надежд компании-владелицы Кременчугского НПЗ, так как, при замедлении роста рынка, его существенного сокращения не стоит прогнозировать, считает Артем Куюн.

«Если человек уже пересел на автогаз, он назад не перейдет, так как, во-первых, он уже потратился на ГБО, а во-вторых, даже при 20 гривнах на пропан-бутан в рознице это цена будет дешевле, чем на бензин», — размышляет Олег Широков, добавляя, что «окончательный» переход с бензина на газ также подтверждается европейской статистикой.

Не скажется позитивно новация и на доходах бюджета, которые, вопреки расчетам по увеличению финансовых поступлений с акциза на пропан-бутан, лишь сохранят существующее положение дел.

«Логика такого налогового маневра непонятна, потому что бюджет от снижения акциза на бензин получит меньше по этой статье, а за счет снижения потребления газа получит плюс-минус столько же, сколько и при высоком потреблении, но меньших акцизах», — заметил аналитик консалтинговой группы А-95. При этом эксперт не считает, что повышение тарифа само по себе не было бы отрицательным фактором – вопрос, скорее, в его параметрах.

«Изначально же планировалось поднять акциз с 52 до 78 евро за 1000 литров. Считаю, что это было бы нормальным шагом, так как люди продолжили бы экономить, но появился бы какой-то баланс. Личный автомобиль — не предмет первой необходимости, топливо во всем мире действительно облагается акцизами, и государству надо зарабатывать за счет людей, которые не хотят ездить на общественном транспорте. Поэтому, повторюсь, такая разумная динамика была бы обоснована и соответствовала бы европейской практике. Но то повышение, которое предложили в последний раз, это ненормально», — считает Куюн.

[2]

Рынок LPG замедлит развитие, но оттока к бензину не произойдет

Стоит отметить, что окупаемость перехода на ГБО для машин с бензиновым двигателем возможна при цене на автогаз, не превышающей 50% от стоимости бензина А-95. Предлагаемое повышение акцизных ставок ликвидируют это оптимальное соотношение, констатирует Артем Куюн.

«Цена А-95 составляет где-то 27 грн. с учетом многочисленных скидок, а сжиженного газа – 13. В случае реализации предложенной инициативы бензин подешевеет до 26 грн., а сжиженный увеличится до 15», — рассчитал эксперт.

Александр Киримов в свою очередь отметил, что нужно учитывать не только цену топлива на стеле АЗС.

«Существует коэффициент КПД, который для СУГ относительно бензина составляет 1,15. Помимо него есть другой нюанс: у пропан-бутана недоливы больше, чем у светлых нефтепродуктов, так как гуляет плотность. Учитывая вышесказанное, а также предусмотренное снижение акциза для бензина, что повлечет собой его удешевление примерно на гривну, ценовая разница между топливами сократится до 2-2,5 грн. Процент ставки посчитан экспертами очень четко, чтобы не было неконкурентного перекоса. В итоге, два этих продукта становятся равнозамениммыи», — прогнозирует результат налоговых изменений Александр Киримов.

Потеря экономического эффекта по переходу на автогаз, как уже отмечалось, замедлит положительную динамику в этом сегменте рынка, однако существенного его сокращения ожидать не стоит исходя еще из одного фактора – потребительских особенностей украинского рынка.

«В развитых странах люди меняют машину раз в 2-3 года, а, соответственно, вопрос о выборе топлива появляется тогда же. У нас это раз в 6-7 лет. В какой-то долгосрочной перспективе это может помочь изменить ситуацию, но, опять же, люди, которые меняют автомобиль, выбирают между дизелем и газом. Отвалится перспектива газа – значит будет дизель», — считает Артем Куюн.

По мнению эксперта, «Укртататнафта» все же могла бы побороться за имеющийся спрос на бензиновом рынке, не прибегая к налоговым изменениям.

«Доля «Укртатнафты» далека от той, которую она могла бы занимать, но для того, чтобы ее нарастить, нужно изменить сбытовую политику. Почему этого не происходит, а потребитель выбирает импортный продукт, я не знаю. Может влиять все: цены, условия, репутация продавца», — делится мнением эксперт.

Читайте так же:  Ипотека под материнский капитал или погашение ипотеки сертификатом

Аналогичную позицию касательно означенных вопросов высказал и исполнительный директор УАСГ Олег Широков.

«Почему при равных акцизных условиях для иностранного и украинского топлива, украинские сети закупают бензин в Прибалтике и Беларуси? Просто бензин «Укртатнафты» неконкурентный: даже если вообще акциз с бензина снять, все равно закупать будут импортный, потому что он будет дешевле. А улучшать показатели Кременчугского НПЗ за счет урезания рынка автогаза, который практически спас украинскую экономику и потребителя – недопустимо. УАСГ Категорически против подобного ломания рынка. Акцизная политика должна основываться на финансовом состоянии страны, доходах населения, пенсиях. Кроме того, существует соответствующая директива ЕС под номеров 200396, которую Украина обязана имплементировать», — акцентирует Олег Широков.

Перераспределение акцизной ставки может повлиять и на предложенную «Укрнафтой» цену в сторону удешевления, делиться Александр Киримов.

[1]

«Конкурировать с иностранными поставщиками можно за счет более выгодной цены. Если они смогут сбывать больше бензина на внутреннем рынке, то и экономика переработки у них будет совершенно другая. Себестоимость переработанной тонны нефти будет снижаться, соответственно будет снижаться и себестоимость нефтепродуктов. Но для этого нужен свободный спрос, которого, из-за роста рынка СУГ, нет», — приводит еще один довод Киримов.

Дефицита автогаза можно избежать

Не принимают эксперты опасения представителей «Укртатнафты» касательно впадения в зависимость от поставок российского СУГ. Так, Артем Куюн отметил, что несмотря на случавшиеся ранее недостачи пропан-бутана, весь 2019 год Украина была в профиците.

«Безусловно, в том, чтобы минимизировать риски есть рациональное зерно. Очень сильно на весь рынок влияет Россия – мы не можем без нее справиться с дизелем и бензином. Но в то же время это всего лишь один из факторов, и, наверное, на госуровне нужно было бы думать о том, как диверсифицировать поставки – строить порты, развивать припортовую инфраструктуру, а не ограничивать предложения по одному из видов топлив. К примеру, в Турции импортируют СУГ из Штатов, который может быть даже дешевле российского, закупают топливо на международных базисах в Антверпене, Амстердаме, Роттердаме, но в Украине не так технической возможности для этого – отсутствует специальные порты», — поясняет аналитик А-95.

Цены на бензин могут вырасти до 55 рублей за литр из-за повышения акцизов

По оценкам специалистов Business FM, из-за повышения акцизов цены на бензин в Красноярском крае к концу 2018 г. могут достигнуть 55 руб. за 1 л.

В России в 2018 г. акцизы на топливо повысят выше уровня инфляции. Произойдет это дважды. Так, повышение с 1 января уже составило 10,7% на бензин и 12,7% на дизель. С июля ставки поднимутся еще выше, доведя общий рост до 15%.

Ряд экспертов топливного рынка подсчитали, что к концу 2018 г. цена топлива марки АИ-95 достигнет отметки в 53 руб. 35 коп., АИ-92 – 51 руб. 85 коп.

«Тут даже рассуждать не надо, это открыто на федеральном уровне. Произносят, что двукратное повышение в течение года вызовет подорожание топлива. Это будет неизбежно.

Это при том, что на сегодняшний день без повышения акцизов, если брать наш региональный рынок, существует этот потенциальный задел при существующем дисбалансе розничных, оптовых цен для роста еще без повышения на федеральном уровне.

Поэтому я думаю, что чудес не будет и он будет расти», – рассказал президент некоммерческой организации «Союз владельцев автозаправочных станций» Евгений Решетников.

По мнению некоторых специалистов, уровень цен топлива может подняться до 55 руб. за 1 л. уже в марте.

«После падения курса рубля цены на бензин в России стали самыми низкими в Европе. Конечно, свободные торги на рынке бензином в той ситуации, когда цены неравновесные и ниже рыночных, могут привести только к одному – к росту цен на бензин. Я думаю, что в марте цены на бензин в среднем дойдут до уровня 55 руб. за 1 л», – сообщил ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев.

Между тем ставки акцизов будут регулярно повышаться до 2020 г.

Напомним, за 2017 г. бензин в России подорожал на 7,2%., а дизельное топливо – почти на 10%.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзене

Поделиться этим материалом в социальных сетях и мессенджерах

К чему по вашему приведет увеличение ставок акцизов на бензин?

Увеличены акцизы на бензин, дизтопливо и новые автомобили.

К чему это приведет и что даст?

К чему по приведет увеличение ставок акцизов на бензин? Да не к чему особому это не приведет. Просто повысятся цены на бензин и всё. Народ с машинами повозмущается, да и только. Ездить меньше не станут. Как покупали бензин, так и будут.

Увеличение ставок акцизов на бензин приведёт к увеличению цен на бензин. Но, что самое интересное, к увеличению цены на большую сумму, чем увеличение акцизов. Это связано с тем, что у нас рынок монополистический, а прежде всего государственно-моноп­ олистический, в котором государственные нефтяные корпорации имеют достаточно большой контроль над установлением цены и не имеют каких-либо существенных ограничений со стороны правительства.

Новости Экономики в Перми

Фото: svoboda.org
Автор: Анастасия Абрамова

Рост акцизов на бензин с 1 апреля позволит привлечь в бюджет государства дополнительные 89,3 млрд рублей. Однако эксперты уверены, что такие меры приведут лишь к увеличению цен на товары и, соответственно, к росту инфляции.

Министерство финансов РФ на днях подготовил законопроект о повышении акцизов на бензин разных классов, дизельное топливо и средние дистилляты. Такие меры позволят повысить доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Согласно законопроекту, с 1 апреля 2016 года предлагается повысить ставки акцизов на автомобильный бензин на 2 рубля, а на дизельное топливо – на 1 рубль в расчете на 1 литр соответствующего топлива. 10 февраля 2016 года Комиссия по законодательной деятельности одобрила проект.

Как пояснила академический руководитель образовательной программы «Государственное и муниципальное управление» НИУ ВШЭ-Пермь, доцент Елена Зуева, акцизы на бензин 5-го класса должны повыситься с 7530 рублей за тонну до 10 130 рублей. Все вместе (разные классы бензина, дизельное топливо, средне-дистиллятное топливо) даст дополнительный доход в бюджет в 2016 году в размере 89,3 млрд рублей. Возможно, будут новые подакцизные товары: пальмовое масло, газированные напитки, автомобильные шины.

Однако, по мнению экспертов, повышение акцизов на бензин повлечет за собой и ряд других проблем. Как пояснила декан экономического факультета ПГНИУ, профессор Татьяна Миролюбова, из-за роста акцизов на бензин могут подорожать транспортные перевозки. Если это произойдет, вырастут транспортные расходы у всех хозяйствующих субъектов, а значит цены на продукты и другие товары, что внесет свой вклад в рост инфляции.

Читайте так же:  Список запрещенных для женщин профессий в рф

Данные меры приведут к резкому падению уровня жизни россиян. В силу снижения платежеспособного спроса качество товаров отойдет на дальний план, появится большое количество контрафактной продукции.

Тем не менее, в ближайшее время законопроект будет рассмотрен на заседании Правительства РФ.

Тушение пожара бензином. Зачем президент снова повысил акцизы на топливо

С 1 апреля этого года повысятся ставки акцизов на автомобильное топливо. Соответствующий документ президент РФ Владимир Путин подписал в минувший понедельник. Глава Минфина Силуанов заявляет, что данное решение на стоимости бензина скажется слабо и поводов для беспокойства у автомобилистов быть не должно, зато повышение акцизов позволит привлечь в бюджет дополнительно около 80 млрд руб. Однако, эксперты полагают, что подобная борьба с бюджетным дефицитом не сильно поможет решить текущие финансовые проблемы, зато принесет вред экономике в целом. К каким же последствиям может привести рост топливных акцизов, кто выиграет и кто проиграет от этого закона?

На сколько повышаются акцизы?

С 1 апреля ставка акциза на литр бензина вырастет на 2 рубля, на литр дизтоплива – на 1 рубль. В текущем году это уже второе повышение акцизов на топливо – в январе этого года сборы на бензин были увеличены на 36,1%, на дизтопливо – на 20%. В последний раз дважды за год топливные акцизы повышали в 2013 году.

Чем объясняет правительство необходимость повышения акцизов?

Видео (кликните для воспроизведения).

На заседании Госдумы замминистра финансов Юрий Зубарев сообщил, что повышение акцизов является мерой вынужденной. По оценкам чиновников, к концу года, при текущей стоимости энергоносителей и сохраняющемся курсе рубля, объем выпадающих доходов может превысить 2 трлн руб., а это около 20% расходной части бюджета. Ситуация является более чем серьезной, поэтому, по заявлению замминистра, правительство вынуждено задействовать все возможности для сокращения дефицита госбюджета. Еще один источник в Минфине ранее объяснял необходимость повышения акцизов тем, что эта мера является единственной возможностью пополнить дорожные фонды и обещал, что при росте стоимости нефти Минфин предложит ставки акциза снизить. Специалисты полагают, что на подобные обещания слишком рассчитывать не следует.

При проведении «налогового маневра» год назад было понятно, что цены на бензин вырастут, и поэтому правительство планировало снизить топливный акциз. Но вместо этого он только вырос. При его повышении опять же планировали отменить транспортный налог, но снова ситуация не позволила. Очень хотели отменить транспортный налог большегрузам при внедрении «Платона», но снова «забыли».

Как скажется повышение акцизов на стоимости бензина?

Замглавы Минфина Зубарев полагает, что возможный рост цен на бензин будет находиться в рамках прогнозируемой инфляции – 7–8%. В Минэнерго полагают, что рост стоимости бензина будет находиться в пределах 10%, такой же оценки придерживаются и вице-премьер Дворкович и глава ЛУКОЙЛа Алекперов. Глава ФАС Игорь Артемьев полагает, что из-за увеличения стоимости акцизов цена бензина вырастет на 2–3%, и объясняет это ограниченным платежеспособным спросом со стороны населения. По мнению главы Минфина Силуанова, розничная цена бензина останется на прежнем уровне. Зампред комитета Госдумы по налогам и сборам Глеб Хор сообщает, что расчета влияния стоимости акциза на цену бензина и величину инфляции нет вовсе.

Эксперты чаще всего оценивают рост цены на бензин от нововведения величиной в 15%, вице-президент ЛУКОЙЛа Владимир Некрасов сообщал ранее, что с новогодним повышением акцизов компания потеряла около 30 млрд руб., и при очередном росте акцизов будет вынуждена поднять цену на бензин в рознице на 2 рубля.
Когда в 2013 году дважды повышали акцизы, цена на бензин вырастала примерно на 1,5 рубля на каждый 1 рубль акцизного повышения.

Повлияет ли повышение акцизов на рост цен на товары?

По расчетам экспертов, если цены на бензин вырастут, согласно прогнозам Минфина, на 7%, то рост акцизов увеличит инфляцию на 0,3–0,4%. Председатель комитета Госдумы по бюджету Андрей Макаров полагает, что рост акцизов скажется на затратах сельского хозяйства и армии, однако величина этих затрат неизвестна – правительство соответствующих расчетов не представило.

Экономисты считают, что рост акцизов добавит к инфляции несколько процентов и в итоге она может вырасти до 20%.

Депутаты от ЛДПР подсчитали, что повышение топливного акциза обойдется гражданам России в 300 млрд руб.

[3]

Помогут ли топливные сборы решить проблему бюджетного дефицита?

По данным Минфина, «дыра» в бюджете может составить 2–2,6 трлн руб. Предполагаемый доход от повышения топливного акциза оценивается в сумму, близкую к 80 млрд руб. То есть, около 3% бюджетного дефицита. По мнению многих экспертов и депутатов ГД, компенсации сельхозпроизводителям для покрытия их потерь от роста акцизов превысят этот предполагаемый доход многократно. Если же этих компенсаций не делать, то программа импортозамещения в сельском хозяйстве потеряет всякий смысл.

Как повлияет рост акцизов на состоянии дорожных фондов?

Если предполагаемую сумму дохода бюджета от роста акцизов разделить на число субъектов федерации, то каждому из них достанется менее 800 млн руб. Дорожный фонд, к примеру, Иркутской области на 2016 год составляет почти 8 млрд руб. То есть прибавка ничего кардинально изменить не сможет. При текущей цене строительства (в среднем по России около 150 млн руб. за километр двухполосной автодороги) на вырученные от роста акцизов средства можно построить немногим более 500 км автотрасс.

Как скажется повышение топливных сборов на автолюбителях и автоперевозчиках?

По данным опроса, проведенного «Агентством нефтегазовой информации», более 70% граждан возмущены увеличением акцизов на топливо. По данным аналитического агентства «Автостат», за прошлый год 40% автолюбителей стали пользоваться автомобилем только по мере нужды, а 37% отказались от дальних поездок. Повышение топливных сборов только усилит эти тенденции.

Вряд ли обрадует рост акцизов и автоперевозчиков. По сей день продолжаются акции протеста дальнобойщиков, связанные с внедрением системы «Платон». Рост акцизов на бензин способствовать снижению протестного движения явно не будет.

Кстати, с осени прошлого года система «Платон» собрала в дорожный фонд около 3,5 млрд руб., затраты на ее внедрение составили около 30 млрд руб. Государство должно в этом году перечислить «Платону» концессионную плату в размере около 8млрд руб.

Кто выиграет от повышения топливных акцизов?

По сообщениям экспертов, крупные нефтяные компании, владеющие всей производственной цепочкой от скважины и до бензоколонки, имеют прибыль от розницы более 20%. Мелкие участники рынка нефтепродуктов такой прибыли не имеют. Отдельно взятая бензозаправка зарабатывает в пределах 15% от стоимости бензина. При повышении акциза и одновременном сдерживании розничных цен усилиями ФАС, мелкие игроки уйдут с рынка, после чего цены на бензин будут отпущены.

Некоторые эксперты полагают, что повышение акцизов могли пролоббировать крупные импортеры сельхозпродукции, как российские, так и иностранные. Подобное повышение акцизов перед посевной без субсидий на приобретение топлива (а программ субсидирования пока нет), приведет к разорению многих фермерских хозяйств.

Читайте так же:  Как взять кредит с плохой кредитной историей и просрочками

Как долго может продолжаться рост цен на бензин?

В 2000 году нефть стоила примерно столько же, как и сегодня. Бензин на российских заправках стоил около 8 руб. за литр. Сегодня его цена почти в 5 раз выше. Делается это с помощью системы налогообложения нефтяной отрасли. Сегодня цена в Европе на бензин в пересчете на рубли примерно в 2 с лишним раза выше российской. Российским нефтяным компаниям гораздо выгоднее торговать нефтепродуктами и сырой нефтью на европейском рынке, нежели на российском. Очень способствовал такому положению дел и пресловутый «налоговый маневр». Торговля бензином на отечественном рынке для крупных нефтяных компаний является скорее чем то вроде «социальной нагрузки». А социальная сфера у нас в стране стремительно сокращается.

ПОВЫШЕНИЕ ЦЕН НА ТОПЛИВО: НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

студент факультета ИРТ, УГАТУ,

канд. экономических наук, ИНЭК, УГАТУ,

На сегодняшний день одной из задач России является выход из кризиса. Антикризисная программа правительства оказалась финансово несостоятельной. Поэтому правительство ищет выход за счет средств населения.

Тенденция повышения цен на топливо остается неизменной. Так и в 2018 году цены на бензин продолжают расти. Существенной составляющей стоимости топлива остаются акцизы, которые ежегодно повышаются. Несмотря на попытки увеличить бюджетные поступления отрасли, кривая цены на топливо неуклонно ползет вверх.

Повышение акцизов в 2017 году привело к увеличению цен на бензин. Средняя стоимость литра бензина превысила отметку 37 руб. (марка АИ-95 приблизилась к рубежу 40 рублей за литр). Для дизельного топлива соответствующие показатели превысили уровень 38 рублей за литр. В апреле текущего года цены на бензин в России достигли показателей американского рынка. Причина подобной тенденции – повышение акцизов.

Представители Федеральной антимонопольной службы уверены в стабильности цен на бензин в среднесрочной перспективе. Несмотря на повышение акцизов на топливо, итоговый рост цен не будет превышать среднего показателя инфляции. В таких условиях стоимость топлива будет ежегодно увеличиваться на 4-5 %. С начала экономического кризиса цены на бензин прибавили 15-20 %, что превратилось в устойчивую тенденцию.

Несмотря на стабильность нефтяных котировок, цены на топливо будут расти заметно быстрее ожидаемой инфляции.

Эксперты компании Vygon Consulting сомневаются в реалистичности прогнозов ФАС. В 2018 году рост цен на бензин достигнет 8-9 %, что существенно опережает прогноз инфляции. Данная тенденция останется актуальной, несмотря на значительный профицит бензина на рынке. «Цитата» [4, с. 5].

Представители ФАС подчеркивают сезонную особенность динамики цен на топливо. Во втором квартале рост цен традиционно ускоряется, однако в осенне-зимнем периоде происходит существенная корректировка данной тенденции.

Ранее глава государства Владимир Путин отметил готовность властей жестко контролировать ценообразование на топливном рынке. В результате продавцы не смогут чрезмерно повышать цены, без учета текущих экономических реалий. Участников рынка, которые намерены необоснованно увеличивать стоимость топлива, ожидают значительные санкции. «Цитата» [3, с. 5].

Акцизы на бензин в 2018 году также продемонстрируют рост, что негативно отразится на ценовой динамике. Учитывая значительный дефицит бюджета, власти стараются нарастить доходную часть за счет акцизных платежей.

Падение цен на нефть и снижение темпов экономического роста нанесли существенный удар по отечественному бюджету. Правительство было вынуждено оптимизировать расходную часть и использовать существующие финансовые резервы. Кроме того, чиновники намерены увеличить доходную часть, в том числе за счет увеличения акцизов.

Участники рынка, которые открыто высказывались о будущем повышении цен, получили предупреждения со стороны контролирующего органа. В том числе подобные предупреждения получил Владимир Некрасов из Лукойла и представители некоторых независимых агентств. В ФАС считают, что подобные высказывания негативно отражаются на конкуренции и могут свидетельствовать о сговоре между участниками рынка.

До окончания президентской гонки мало кто беспокоился за ценники на автозаправках. Все было стабильно и предсказуемо. «До выборов президента сделано все, чтобы цены на топливо не увеличивались», — отметил аналитик ГК «Финам» Алексей Коренев. «Цитата» [4, с. 5].

Хотя налоги (на добычу полезных ископаемых, НДС, на прибыль, акцизы) — главный фактор ценообразования — выросли. Так, с 1 января 2018 года ставка акциза на бензин класса 5 увеличилась на 10,7 %, на дизтопливо — на 8,4 %. В пересчете на литр топлива ценники должны были подняться в среднем сразу на 50 копеек. Но цены на АЗС «замерзли». «Цитата» [4, с. 5].

Как сообщил Росстат, средние потребительские цены на бензин в России не меняются 11 недель подряд, а с начала года бензин подорожал на 0,4 %. «Цитата» [2, с. 5]. Цены на дизельное топливо не менялись 8 недель подряд. С начала года они поднялись на 1,2 %. Заметнее всего прибавил в цене бензин на Северном Кавказе и в Сибири. В конце марта, по данным Thomson Reuters Kortes, 1 литр бензина марок Аи-92 и Аи-95 в рознице стоил 38,25 руб. и 41,06 руб. соответственно.

Такая «заморозка» выглядит немного странно. Ведь из-за налогового маневра правительства доходы нефтяников в рознице и нефтепереработке неуклонно сокращаются. По оценке Vygon Consulting, среднеотраслевая маржа НПЗ в России в 2015 году была $3,5 за баррель, а в 2016-м снизилась до $1,7 за баррель. Сейчас нефтяным компаниям выгоднее продавать нефть и нефтепродукты за рубеж за твердую валюту, чем наращивать мощности по нефтепереработке и развивать розничную сеть.

Агропромышленный комплекс России на данный момент не может похвастаться большими успехами, но он делает шаги к развитию. Политика государства в ключе повышения цен не идет на пользу развития агропромышленности.

Повышение цен на топливо приведет к повышению цен на транспортные перевозки. Малым или средним предприятиям, которые занимаются транспортными услугами, может стать просто невыгодно заниматься своей деятельностью. Некоторые из них находятся на грани банкротства, а при повешении акциз на топливо, они могут и вовсе обанкротиться. Конечно, закрытые предприятия уже не будут уплачивать налоги, и в результате снова может пострадать бюджет государства. Пострадает также и сельскохозяйственное производство. Несмотря на то, что Россия ведет курс на импортозамещение продукции, повешение цен не окажет поддержки в программе импортозамещения.

От налога пострадают и жители страны. Около 22 млн. жителей находятся за чертой бедности. У пенсионеров маленькие пенсии. Повышение цен на топливо сильно коснётся малообеспеченной части населения.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что повешение цен наносит удар по беднеющему населению. И если государство хочет вывести страну из кризиса, то не следует это делать таким способом.

Помимо повышения цен на топливо остается вопрос о «паленном» бензине. На сегодняшний день на территории России находится около 15 тыс. автозаправок. Из них только 40 % принадлежит ВИНК. Остальная доля розничного рынка принадлежит независимым компаниям. Но по «показателю пролива» (топливо, проданное через одну АЗС) пропорция обратная: ВИНК продают больше — их доля в продажах около 60 %.

Читайте так же:  Льготы фермерам-виноделам предлагается ввести в россии

При этом ВИНК находятся в зоне постоянного внимания надзорных ведомств и общественности, что побуждает их к развитию внутренних систем контроля качества топлива на АЗС. «Риск нарваться на контрафакт на заправках независимых компаний значительно выше. Минимальная рентабельность розницы (до 5 % при наилучшем сценарии) вкупе с перманентным ростом налоговой нагрузки зажигает зеленый сигнал светофора на магистрали «серого» (зачастую — подчеркиваю — вынужденного становиться «серым») бизнеса», — говорит Станкевич. «Цитата» [1, с. 5].

По экспертным оценкам, которые неоднократно подтверждались данными Минэнерго и Росстандарта, ежегодный оборот некачественного топлива в нашей стране может достигать 7–10 млн тонн, что соответствует примерно 10 % от общего объема внутреннего потребления. Это колоссальные деньги — 300–350 млрд рублей.

Результат распространения некачественного топлива – поломки автомобилей. Водители могут неожиданно для себя понять, что из-за плохого бензина им придется ремонтировать свою машину. Кому-то такой ремонт может «обойтись в копеечку». Ремонт поломок такого типа для малообеспеченного населения страны займет немало времени. Простой автомобиля на ремонте также скажется и на доходах АЗС.

Повышения акцизов на бензин и дизель не будет

Изменения будут закреплены в законодательстве после принятия законопроекта о налоге на дополнительный доход в нефтяной отрасли. В проект этого документа ко второму чтению в Госдуме (запланировано на 3 июля) внесли дополнительно поправки к статье 193 НК. Таким образом государство успеет ретроспективно легализовать снижение ставок акцизов летом.

Тот же законопроект юридически закрепит снижение ставок акцизов с 1 июня — на три тысячи рублей за тонну бензина пятого класса и на две тысячи рублей за тонну дизеля. То есть до конца этого года акциз на бензин составит 8 213 рублей, на дизель — 5 665 рублей. Если бы правительство не стало снижать ставки, то с 1 июля они бы выросли до 11 892 рубля и 8 258 рублей соответственно. Это на 30 процентов выше текущего уровня.

Учитывая, что доля акциза в конечной цене литра топлива составляет около 20 процентов, снижение ставок помогает стабилизировать стоимость на АЗС. Однако уже с 2019 года ставки акцизов вновь вырастут — сразу в полтора раза. Сдержать рост цен помогут отрицательный акциз на нефть и гибкий акциз на нефтепродукты. Такой механизм узаконят в течение этого года.

Золотое топливо. Как скажется на экономике повышение акцизов на бензин?

Слово «акциз» стало в последнее время мелькать в медиа часто. По сути своей, оно означает определённый государственный налог, который включается в цену товаров специального перечня, величина которого может достигать до 70% от его стоимости. В этот список входит и бензин. Однако у экспертного сообщества вопросы повышения акциза на топливо вызывают неоднозначную реакцию. Так, например, достаточно учесть только тот факт, что в стоимости литра бензина цена нефти занимает лишь 9%, всё остальное — это налоговые выплаты. Чего ждать от повышения акцизов на бензин и к каким последствиям может такая мера привести, АиФ.ru рассказали эксперты.

Кривая изменений

Разговоры о повышении акциза на топливо ведутся регулярно. Стоимость его растёт с не меньшей периодичностью. Так, например, последнее удорожание было только 1 января 2016 года — тогда ставка на бензин класса Евро-5 поднялась на 36,1%, или в пересчёте на рубли — на 2 рубля, до 7,53 р. за литр. Не отстаёт и дизтопливо — его повышение составило 20,3% — до 4,15 р. за литр. При этом нефтегазовые компании, вопреки ожиданиям, не переложили это удорожание на потребителей, за счёт чего не произошло и скачка цен.

При этом в правительстве уверены, что и в этот раз ситуация повторится. «Мы считаем, что автолюбители не должны почувствовать этого изменения», — отметил глава Министерства финансов Антон Силуанов. В результате получается, что будет принята популярная мера, когда доходы казны увеличиваются, а расходы населения при этом нет.

Акцизы: плюсы и минусы

Аналитики же оптимизм министра финансов не разделяют и относятся к подобного рода предложениям скептически. А некоторые из них даже называют такое решение «принятым наспех» — всё потому, что законопроект был подготовлен, по их мнению, слишком быстро. При этом он не прошёл предварительных слушаний и не учитывал мнение участников рынка, полагают специалисты.

Кроме того, тут стоит учитывать и тот факт, что президент РФ заговорил о необходимости приватизации госкомпаний. По определению, условия при этом должны быть максимально привлекательными для потенциальных покупателей. Растущие акцизы могут отпугнуть потенциальных инвесторов, полагают специалисты.

«Считаю инициативу Министерства финансов по повышению с апреля 2016 г. акцизов на бензин и дизельное топливо преждевременной, так как повышение цен на данные виды топлива приведёт к повышению их оптовых и розничных цен и к ещё большему спаду спроса со стороны потребителей. Это, в свою очередь, может привести не к повышению поступлений в бюджет, а к уменьшению. С одной стороны. С другой — негативным последствием данного решения может стать недоинвестирование и сворачивание части инвестиционных проектов у нефтяных компаний, которое может вылиться в падении добычи нефти в ближайшие годы», — прокомментировала данную ситуацию депутат Тюменской областной думы Инна Лосева.

Вопрос цели

Опасения по возможным минусам такого решения высказывают и в Федеральной антимонопольной службе. Здесь отмечают, что налоговая нагрузка на нефтяников и так довольно велика. В результате увеличение стоимости акцизов на топливо может ударить по всем участникам рынка, в том числе собственникам различных нефтеперерабатывающих производств, владельцам АЗС и конечным потребителям, считают аналитики.

Есть и такие эксперты, которые считают, что доходы от этого следует направлять на другие цели. «Пополнение бюджета за счёт акцизов, на первый взгляд, это хорошо. Но полученные средства нефтяники могли бы направить на геологоразведку, бурение, разработку месторождений, нефтепереработку. А ведь это гарант поступления доходов в казну за счёт нефтяных налогов на долгие годы», — считает член Общественной палаты Югры Андрей Дробышев.

Видео (кликните для воспроизведения).

А для населения пока главным остаётся вопрос роста цен на топливо.

Источники


  1. Астахов, Павел Правописные истины, или Левосудие для всех / Павел Астахов. — М.: Эксмо, 2016. — 368 c.

  2. Конституционный судебный процесс / ред. М.С. Саликов. — М.: Норма, 2015. — 416 c.

  3. Комаров, Сергей Александрович Теория государства и права. Гриф МО РФ / Комаров Сергей Александрович. — М.: Норма, 2016. — 148 c.
Акцизы на бензин к чему приведет повышение
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here